История

 

В настоящее время это один из крупнейших городов страны, центр промышленности, науки и культуры. На протяжении всей своей истории Пермь была тесно связана с Уральским промышленным районом. В процессе развития горнодобывающей и металлургической промышленности она всегда занимала значительное место.

 

Создание единого градостроительного организма было сложным и распадалось на ряд этапов, связанных с развитием промышленности и торговли, административными факторами. В планировке и застройке Перми отразились наиболее характерные черты русского и советского градостроительства.

 

Первый этап в развитии города начался в 1723 г., когда в долине речки Егошихи был заложен медеплавильный завод. Поселок в это время имеет геометрически правильную уличную сеть, насчитывает 7 улиц и 4 переулка. В центре поселения расположена деревянная клетская церковь. Ближе к территории завода выстроена деревянная крепость с четырьмя бастионами. Внутри крепости находились дома воинской команды и заводской администрации. Уже в начальный период поселение развивалось под воздействием двух экономических факторов — промышленности и торговли. Этому способствовала прокладка в 1735 г. дорог на Соликамск и Охапок, а через несколько лет и Сибирского тракта. В середине 30-х годов XVIII в. в Прикамье были построены Юго-Осокинский, Висимский, Мотовилихинский, Нижний и Верхний Юговские, Курашимский, Бизярский и другие заводы. Егошихинский поселок оказался в центре этой группы предприятий.

 

Поэтому в Егошиху переводится правление Пермского горного округа, здесь открываются арифметическая и словесная школы, госпиталь. Таким образом, административное и культурное значение города возрастает. Планировка Егошихи была типичной для Урала. Несмотря на новизну возводимых технологических устройств, сложность рельефа, традиционность типов жилых и общественных зданий и материалов, строители добились удивительного композиционного и стилевого единства города-завода. Был создан единый ансамбль поселения, центральным ядром которого стал завод со всеми сооружениями и зданиями. Узкая долина Егошихи не позволяла разместить вблизи завода новые квар­талы жилой застройки. Поэтому новый жилой район складывается на приречной возвышенности Камы и вдоль Егошихи (Разгуляй). Здесь же образуется ад­министративный центр: в 1757-1764 гг. на площади возводят первое каменное здание — Петропавловский собор, кантору завода, дом управляющего, гауптвахту. На месте, занимаемом сейчас станцией Пермь I, строится торговый двор.  

 

После опустошительного пожара 1759 г. Егошиха не только быстро восстанавливается, но и растет вниз по течению Камы, в направлении удобного для застройки рельефа. Застраивается не только начало нынешней Коммунистической улицы, но и часть приречной горы Слудки (подъем улиц Орджоникидзе и Советской).

 

Второй этап в развитии города — 1782—1861 гг. Поселок Егошихинского завода, выбран центром созданного по указу Екатерины II наместничества, названного Пермским. С 1796 года Пермь - центр губернии. Город занимал уже значительную территорию в наиболее удобном месте камского побережья. Он все определенней приобретает характер линейного поселения — кварталы вытянуты вдоль берега почти на 2 км, ширина застроенной полосы составляет 600 м. Размеры поселения таковы, что окраины находятся в пределах пешеходной доступности относительно завода и торгового центра.

Новая стадия развития города связана с созданием первого генерального плана Перми Комиссией каменного строения С.-Петербурга и Москвы в 1784 г. План составлен с учетом существующего горного города Егошихи, новые улицы продолжают уже сложившиеся. Сетка кварталов «накладывается» на застройку в прибрежной части и исправляет ее. На берегу Камы жилье сносится. Город развивается в направлении горы Слудки.

 

Планы 1802 и 1808 гг. продолжают развивать главную мысль плана 1784 г.: Кама — основная ось, вдоль которой строится город. Рост происходит и в южном направлении – появляется застройка по улице Сибирской и за пределами городской черты. Эта улица имела удобный спуск к пристаням (у сада Решетникова), а с другой стороны переходила в Сибирский тракт. Поэтому сюда начинают перемещаться губернские учреждения, жилые дома должностных лиц. Постепенно складывается главная улица города. В отличие от других городов, в Перми не было центральной площади и системы магистральных улиц, связанных с ней. Попытка архитектора И. И. Свиязева создать новый центр на площади у кафедрального собора встретила противодействие администрации. У города в 1784—1861 гг. сложилось выразительное «речное» лицо и несколько центральных улиц, застроенных общественными зданиями (Сибирская, Покровская — Ленина, Петропавловская — Коммунистическая). В эти годы в Перми было возведено много зданий в стиле русского классицизма — это бывшее благородное собрание (клуб УВД), кафедральный собор (Художественная галерея), дом Крылова (ул. Куйбышева, 46), областная клиническая больница (перестроена) с оградой, выполненной по рисунку В. П. Стасова.

 

В эти годы в Перми работала большая группа архитекторов-классицистов: И. И. Свиязева, П. И. Таманский, П.Т. Васильев, Г. П. Летучий, Л. Н. Мейснер. Для строительства часто использовались альбомы «образцовых» проектов жилых зданий, складов, церквей. В составлении этих альбомов принимали участие крупные русские архитекторы Н. А. Львов, В. П. Стасов, В. Н. Гесте.

 

Во второй половине XIX и начале XX в. регулярная планировка Перми нарушается. Это — следующий этап развития города (1861—1917 гг.). Заводы и фабрики, склады и причалы возводят на берегу реки, что совершенно изолирует город от Камы. Промышленные предприятия «врезаются» в жилую застройку. Ленточная структура поселения хотя и сохраняется, но теряет свою четкость, особенно в районе Сибирского и Казанского трактов, где застраиваются места, удаленные от реки. Вокруг предприятий возникают рабочие слободки, часто на непригодных для жилья землях, в зоне вредного действия предприятий. Застройка ведется мелкими кварталами, стихийно, без соблюдения элементарных требований благоустройства и санитарии. В то же время центр города благоустраивается и застраивается особняками, банками, конторами, магазинами. Пермь приобретает черты капиталистического города.

 

Уже в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции в Перми, как и в других городах, происходят значительные перемены — это новый  этап в развитии (1917—1927 гг.). Присоединяются пригороды, ведется строительство новых поселков, восстанавливается промышленность.

 

В 1928—1929 гг. под руководством академика В.Н. Семенова разрабатываются градостроительные принципы «Большой Перми» — исследование охватывает район от р. Мулянка до р. Балмошная. Проектные изыскания предлагали создать центр города на Городских Горках, предполагали строительство коммунального моста через Каму, устройство кольцевой дороги, введение в жилую застройку больших зеленых массивов. Предложения  выдвинутые В. Н. Семеновым, не были осуществлены в те годы, но в дальнейшем они использовались при составлении генеральных планов.

 

 С 1931 г. разработка районной планировки 11 промышленного узла была поручена Ленгипрогору. Изыскания и исследования на месте вел швейцарский архитектор Ханнес Мейер, один из основателей прогрессивной архитектурной школы «Баухауз» (Германия). Ханнес Мейер разработал проекты детальной планировки города-спутника Нижне-Курьинска (Закамска) и застройки Городских Горок.

В 30-е годы Пермь вытягивается вдоль Камы 50 км. Население вырастает до 300 тыс. (1939 г.).

На основе проведенных в 1938 г. исследований Ленгипрогором создается генеральный план Перми (авторы проекта А. М. Суборов, М. А. Штипельман, К.А. Зайченко, В. И. Яковлев). По плану предполагалось слияние Перми и Мотовилихи  путем образования на Городских Горках нового центра города, развитие застройки в южном направлении, а также у Запруда н Второй Вышки, строительство и мостов через Егошиху, реконструкция центральной магистрали — улицы Ленина, устройство набережной Камы. Застройка в старой части города велась выборочно (отдельные жилые дома, школы, больницы, перестройка и реконструкция общественных зданий), а также больши­ми массивами на свободных территориях, вблизи новых промышленных предприятии (моторостроительный завод имени Я. М. Свердлова, застройка Закамска, КамГЭС). Для строительства широко применялись типовые проекты. В 1930—1940 гг. в городе ведется строительство не только промышленных предприятий и благоустро­енных жилых районов, но и общественных зданий — школ, больниц, клубов, гостиниц, учебных заведений. В 1940 г. заканчи­вается строительство одного из лучших зданий города — речного вокзала (архитектор А. 3. Гринберг). Для строительства зданий стали применять монолитный железобетон, металл, кирпич, мелкие блоки.

 

В годы Великой Отечественной войны (новый этап развития города) в Перми велось большое промышленное строительство. Одновременно с ним появились большие жилые поселки, тяготеющие к новым заводам (Громовский, Владимирский, Крохалева, Краснова). Хотя и в ограниченном количестве, но продолжалось строительство общественных и жилых зданий — Дом офицеров, реконструкция здания облисполкома и обкома КПСС, жилые дома по улицам Ленина и Попова, в Свердловском и Кировском районах. За годы Великой Отечественной войны территория Перми значительно расширилась. Город хотя и начинает утрачивать свою линейность, однако продолжает расти вдоль Камы. Теперь в его состав входят Заозерье, Левшино, Гайва, Нижняя Курья, Закамск, а также разросшаяся южная часть.

 

Начало послевоенного этапа развития города совпало с проведением новой корректировки генерального плана Перми Ленгипрогором в 1949 г. (утвержден Советом Министров РСФСР в 1952 г.). С этого времени набирает темпы жилищное строительство.

 

В 1946 г. начинается реконструкция Комсомольского проспекта — основной магистрали, дающей выход к центру города из Свердловского района. Первые проектные соображения по реконструкции проспекта были высказаны архитектором В. Г. Черновым в 1943 г. В дальнейшем над этим работала многочисленная группа инженеров и архитекторов: И. А. Плотникова, Д. Я. Рудник, Н. Н. Кукин, Г. К. Яковлева, Д. А. Калинин, О. Г. Кедреновский, А.П. Загородников, Н. В. Пилятников,  С. Н. Михайлов. Созданные ими здания -  главный корпус политехнического института, «Пермэнерго», жилой «Дом ученых», панорамный кинотеатр «Кристалл», строительный техникум – стали памятниками архитектуры 20 в. 

 

Особенно бурно город начал расти после опубликова­ния в 1957 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР».

В 1959 г. была проведена коренная реконструкция театра оперы и балета имени П. И. Чайковского (архитекторы С. С. Андреев, Д. Я. Киржаков, инженеры Г. М. Кремли, и Ю. С. Гусев, художник В. A. Матвеев). Здание имеет четкий силуэт, боковые фасады отделаны неглубокой рустовкой и очень просты. Вход на главном фасаде подчеркнут портиком с треугольным фронтоном, а цоколь и входная часть облицованы гранитом. 

 

В 70-е гг. Госстрой СССР объявил конкурс на застройку центра Перми. Лучшими были признаны проекты авторских групп Ленгипрогора и Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных предприятий и физкультурных сооружений. В соответствии с проектом детальной планировки долина р. Пермянки была превращена в парк-эспланаду. На оси эспланады размещаются два больших здания Дом Советов и драматический театр. 

Главная задача, стоящая сейчас перед архитекторами и инженерами, — создать неповторимый облик центра, присущий только Перми, сохранив лучшие образцы архитектурного наследия в их историческом окружениии.

В 1995 г. был утвержден проект охранных зон г. Перми. Сейчас на государственном учете находятся 108 памятников истории (115 объектов), 146 памятников градостроительства и архитектуры (168 объектов), 25 памятников искусства (33 объекта)

 

Hosted by uCoz