Содержание. Общие положения Объекты.

Структура программы
Алфавит
Константы
Переменные
Выражения
Структура программы
Программа на dbasic представляет собой последовательность строк, имеющих следующий формат:

 <Имя метки>: <Оператор> 'Комментарий
Метки используются для идентификации строк в программе при передаче управления. Операторы dbasic делятся на два класса: выполняемые и невыполняемые. Выполняемые операторы определяют конкретные действия. Невыполняемы операторы описывают характеристики и значения данных, режимы использования внешних устройств, определяемые внешние функции. В конце строки могут помещены комментарии, которые от остальной части строки отделяются апострофом.
Алфавит
Подобно любому языку dbasic имеет алфавит, определяющий набор допустимых символов, из которых образуются элементы программы. Он состоит из букв, цифр и специальных знаков. К буквенным символам относятся прописные и строчные буквы латинского и руского алфавитов, к цифровым - цифры от 0 до 9. Специальные знаки приведены в таблице ниже.
Специальные знаки Бейсика
ЗнакНаименование
 Пробел
=Равно или знак присваивания
*Знак умножения
+Плюс или знак сцепления строк
-Минус
/Дробная черта или знак деления
(Круглая скобка левая
)Кругдая скобка правая
$Знак доллора. Признак глобальной переменной
&Комерческое И
,Запятая
.Точка или десятичная точка
:Двоеточие. Признак метки
<Меньше
>Больше
!Восклицательный знак. Признак библиотеки
"Кавычки
'Апостраф. Признак комментария
Константы
Под константой здесь понимается заданное в явном виде значение, которое используется в программе на dbasic . Существует два типа констант: строковые и числовые. Строковая константа представляет собой заключенную в кавычки последовательность символов. Строковые константы обычно используются для задания текстовой информации. Ниже приведены примеры строковых констант. "Hello basic", "Привет Бейсик", "12324235". Числовые константы представляют собой положительные или отрицательные числа. Для положительных чисел задание знака плюс необязательно. Существует пять видов числовых констант. Целочисленные константы - это целые числа LONG. Целочисленные константы не должны содержать десятичную точку. Константы с фиксированной точкой - это положительные или отрицательные числа содержащие десятичную точку. Константы с плавающей точкой - это положительные или отрицательные числа, которые представлены в экспоненциальной форме. Константа с плавающей точкой состоит из мантиссы, записываемой в виде целочисленной константы или константы с фиксированной точкой, за которой следует экспонента. Экспонента изображается буквой E, за которой следует целочисленная константа. Знак константы с плавающей точкой определяется знаком мантиссы. Значение, представляемое константой с плавающей точкой, равно значению мантиссы, умноженному на 10 в степени, показатель которой записан после буквы E. Например: 145.06E3,145060,234.75E-6,0.00023475 Шестнадцатиричная константа - это шестнадцатиричное число, состоящее не более чем из восьми шестнадцатиричных цифр, которым предшествуют символы &H. Например: &H31,&HF51 Восьмеричная константа - это восьмеричное число, состоящее из восьмеричных цифр, которым передшествуют симолы &O. Например: &O33 Бинарная константа - это бинарное число, состоящее из 0 и 1, которым передшествуют символы &B. Например: &B101
Переменные
Переменные в dbasic могут быть двух типов: простые переменные и массивы. Все переменные так-же делятся на глобальные, т.е. доступные всем одновременно выполняющимся dbasic- программам и локальные, т.е доступные только данной программе. Имена глобальных переменных должны начинаться с символа '$'. Простая переменная - это именованный объект, который может принимать различные значения в процессе выполнения программы. В dbasic существуют следующие типы переменных:
LONG целочисленный тип
MONEY денежный тип
REAL вещественный тип
STRING строковой тип
BOOL логический тип
POINTER указатель на переменную
OBJECT объект
DISPATCH ActiveX объект
IMAGE бинарный блок памяти
TIME время
GUID GUID
При необходимости dbasic преобразует числовые величины из одной формы представления в другую. При преобразовании данных изменяется только форма представления значений, сами же значения не изменяются. Преобразования выполняются по следующим правилам:
- значение, присваемое переменной, преобразуется к типу этой переменной;
- во время вычисления выражения при выполнении каждой арифметической операции операнд с меньшей точностью преобразуется к большей точности;
- преобразование из представления с большей точностью в представление с меньшей точностью выполняется с округлением.
Переменная получает значение в результате присваивания ей значения другой переменной, константы, результата вычислений или посредством оператора ввода. В любом случае это значение должно соответствовать типу переменной, которой оно присваивается. Тип переменной задается в результате присвоения или с помощью оператора DIM. Начальное значение числовой переменной устанавливается равной нулю, а строковой переменной - пустой строке. В результате присвоения значения строковой переменной происходит динамический захват памяти для размещения строки заданной длинны. Причем, в дальнейшем, если данной переменной присваивается значение строки меньшей длинны, то размер буфера не уменьшается. Размер буфера можно узнать воспользовавшись функцией SIZE. Для сброса буфера можно воспользоваться оператором FREE. Имена переменных могут иметь произвольную длину, однако различаются только первыми 8 символами. Для формирования имени переменной могут использоваться латинские, руские буквы или цифры. Имя должно начинаться с буквы. Массивы - это упорядоченная последовательность однотипных величин, обращение к которым может осуществляться при помощи одного и того же имени переменной (имени массива). Каждое отдельное значение в массиве называется элементом массива. Обращение к элементу массива осуществляется при помощи имени массива, снабженного индексами. (например: A(1,1)). Количество индексов равно количесту измерений массива. В данной версии программы количество измерений ограничено двумя. Элемент массива является переменной и может быть использован в любом месте, где может быть использована переменная. Задание имени массива, типа и количества его элементов, а также их расположение называется объявлением массива. Это выполняется с помощью оператора DIM. Во время обьявления массива строковым переменным присваивается значения, равное пустой строке, а числовым переменным - нуль.
Выражения
В общем случае выражение представляет собой комбинацию переменных, констант и обращений к функциям, соединенных знаком операций. Порядок выполнения операций при вычислении выражения может регулироваться с помощью скобок. В dbasic определены следующие виды операций. Арифметические операции выполняют действия обычной арифметики, например, умножения или сложения. В таблице ниже перечислены все арифметические операции в порядке их приоритетов.
ОперацияОписаниеПример
-отрицание-A
*,/умножение и делениеA*B,A/B
+,-сложение и вычитаниеA+B,A-B
Операции сравнения выполняют сравнение двух значений. Сравниваемые значения должны быть одинакового типа: либо оба числовые, либо оба строковые. Результатом сравнения является значение логического типа "Истина" или "Ложь". Операции сравнения перечислены в таблице:
ОперацияОписаниеПример
=равноA=B
<>не равноA<>B
<меньшеA<B
>большеA>B
<=меньше или равноA<=B
>=больше или равноA>=B
При объединении в одном выражении арифметических операций и операций сравнения первыми всегда выполняются арифметические операции. Например, результат вычисления выражения 5<3+4 будет равен логическому типу "Истина", т.к. сложение выполняется перед сравнением. Dbasic позволяет использовать так же операции сравнения строк символов. Такое сравнение выполняется посимвольно слева направо. Символы в соответствующих позициях двух строк сравниваются, начиная с крайней левой позиции, в направлении крайней правой. Если все пары совпадают, строки считаются равными. Если встретилась пара неравных сиволов, то большей считается строка, содержащая символ с большим кодом. Если сравниваются строки разной длинны, то более короткая строка считается меньшей. Логические операции выполняются над переменными логического типа BOOL. В dbasic могут использоваться следующие логические операции, которые перечислены в порядке их приоритетов:
NOT - логическое отрицание;
AND - логическая конъюнкция (умножение);
OR - логическая дизъюнкция (сложение);

Содержание.   Объекты.
Hosted by uCoz