Джайпур
Джайпур был спроектирован молодым бенгальским архитектором Видьядхаром Чакраварти. Девять прямоугольных городских районов символизируют девять сред Вселенной. В облике города очень гармонично сплетены многие архитектурные стили индусов, джайнов, Моголов с персидскими мотивами и собственные идеи архитектора, вынесенные из Восточной Индии.
Крепость Амбер
Амбер - это классическая крепость-дворец в стиле Раджастана, когда-то была столицей племени минов, первых, как считается, обитателей этого района. Его строительство в 1592 году начал Ман-Сингх I, а закончил его потомок Джай Сингх I. За суровым и строгим фасадом скрывается райский интерьер, в котором Стиль Моголов и Хинду соединены в высшем своем воплощении. Росписи, изображающие сцены войны и охоты, украшены инкрустацией из драгоценных камней и зеркал. Массивные ворота крепости, ее дворы, лестницы, павильоны с колоннами и дворцами напоминают о величии и процветании Амбера в эпоху Моголов. Перед дворцом - озеро Маота, гладь которого отражает красоту Амбера. В крепость вы можете отправиться по извилистым тропам сидя на спине слона, как это делали когда-то местные владыки.
Форт Джайгарх
Форт Джайгарх лишь недавно открыли для туристов (семь лет он был закрыт), поскольку предполагалось, что в его глубоких хранилищах спрятано несметное количество золота. Названный так в честь Джай Сингха II, форт взгромоздился на отвесную скалу. Он окружен огромными фортификационными сооружениями, забравшись на которые вы откроете для себя захватывающий дух панораму. Достопримечательностью форта является самая большая в Индии старинная пушка “Джайа Вана”.
Форт Нахагарх
Одна из самых живописных крепостей на скалистых горах. Форт был построен Джай Сингхом II в 1734 году. С дороги, идущей по краю обрыва, открывается великолепный вид на Джайпур, а также на расположенный посреди озера Ман Сагар дворец Джал Махал. Посреди озера видно охотничье укрытие, которым пользовались участники королевской охоты на уток.
Джантар Мантар
На территории дворцового комплекса, часть которого остается резиденцией семейства Джайпур, находится древняя обсерватория Джантар Мантар.
Это крупнейшая и лучше других сохранившаяся обсерватория из множества, построенных Джай Сингхом II в разных частях страны. Строительство хорошо оборудованной обсерватории (1716 г.) было огромным достижением того времени. Еще раньше Джай Сингх построил обсерваторию в Дели, а после Джантар Мантар, став губернатором Агры, еще и в Матхуре, Уджайне и Варанаси.
Джал Махал
Этот озерный дворец был летней резиденцией королевской семьи.
Городской дворец
Прелестный сплав архитектурных стилей Моголов и Раджастхани характерен для Городского дворца, занимающего седьмую часть площади обнесенного стенами древнего города. В комплекс входят Чандра Махал, храм Шри Говинд Дэв и музей “Сити Палас”, носящий имя Ман Сингха - настоящая сокровищница уникальных тканей, оружия, ковров, картин и манускриптов.
В музее хранятся две огромные урны - два серебряных сосуда (возможно самых больших в Индии), в которых по приказу махараджи Мадхо Сингха шестимесячный запас священной воды Ганга был доставлен в Лондон для церемонии коронации короля Эдуарда VII.
ХАВА МАХАЛ (Дворец Ветров)
Хава Махал (Дворец Ветров) был создан при Магарадже Саваж Пратар Сингхе в 1799 году в Джайпуре - главном городе штата Раджастан. Орнаментальный фасад этого Дворца ветров служит визитной карточкой Джайпура. Пятиэтажное здание из розового камня, украшенное изящными колоннами и балконами насчитывает 953 ниши и окна. Его окна, словно глаза древней культуры, смотрят на бесконечную суету, впрочем, характерную для любого современного города. Вряд ли об этом мечтал архитектор, создавший Хава Махал как место для уединения и отдыха от изнурительной жары местного климата. За исключением летних муссонов в июле-августе, в течение которых выпадают практически все осадки за год, дождей здесь почти не бывает. Поэтому архитектором была создана внутри дворца (уникальная и поныне) вентиляция. Благодаря хитроумной системе труб, внутри дворца круглый год постоянно поддерживалась комфортная для человека температура. Сеть труб, расположенных вдоль стен внутри дворца, создавала естественную тягу, благодаря которой потоки свежего воздуха овевали поочередно все помещения. Таким образом, во дворце в любое время года не переставал дуть легкий, освежающий ветерок, вызванный к жизни силой человеческой мысли. Вот почему удивительное сооружение называется Дворец Ветров. Наслаждаться прохладой дворца могли, естественно, только Махараджа и его двор. Бесконечно повторяющиеся на каждом этаже ряды изящных, словно кружевных, окон из известняка придают всему дворцу необыкновенно гармоничный вид. Если приглядеться внимательно, то можно заметить над окнами отверстия, служащие для вентиляции. Бросающаяся в глаза декоративность всей постройки, хитросплетение геометрических линий говорит о явном влиянии мавританского стиля, столь распространенного в Индии. Кажется, что этот дворец мог бы послужить великолепной декорацией к сказкам Шехерезады.