И еще один особый рассказ о Ключевских минеральных источниках. Первые письменные упоминания о них относятся к XVIII столетию. В те далекие времена петровская индустриализация края лишь начиналась. Крестьяне узнавали о своей приписке к строящимся заводам, а, значит, о новых тяжких повинностях. В 1703 г. подалось в бега около двухсот человек, приписанных к Каменскому и Уктусскому заводам. Вскоре властям удалось выяснить, что многие остановились в Кунгурском уезде, откуда собирались уйти "на Яитские вершины". За беглецами в Кунгур направился верхотурский воевода стольник Алексей Иванович Калитин. Весть об этом мгновенно облетела кунгурские селения. Дело в том, что до недавнего назначения в Верхотурье Калитин был воеводой в Кунгуре и не оставил у здешних жителей добрых воспоминаний. Собственно говоря, кунгурские земли так и не вышли из его ведома, ибо вместе с переводом Калитина были временно подчинены власти Верхотурья. Но кунгуряки или не знали об этом, или надеялись, что дальность расстояния избавит их от ненавистного стольника. И вот теперь он возвращался...
Едва Калитин проехал в Кунгур, как за его спиной загудел набат на сельских колокольнях. Поднялись крестьяне Торговижского острожка, сел Златоустовского, Преображенского (ныне Сокольского), Никольского, Медянки, деревень Осинцево, Брехово, Черемисской (Дьковки). Вооружившись ружьями, луками, косами, а то и просто кольями, толпа под предводительством торговижца Сидора Попова и преображенца Авдея Пигелева двинулась по следу воеводы. В середине лета семь сотен взбудораженных земледельцев осадили город. И даже пушки не спасли Калитина от необходимости бежать из Кунгура. Так произошло первое массовое выступление крестьян Урала против приписки к заводам, в отличие от большинства последующих завершившееся победой: на два десятилетия сылвенские крестьяне избавились от рудокопной повинности.
Село Златоустовское это те самые Большие Ключи, об основании которых уже писалось выше. Переименование связано с постройкой в селе в 1650-1660-х гг. церкви Иоанна Златоуста. Однако официальное название не прижилось. Век за веком документы именовали село Златоустовским, центром Златоустовской волости, а селяне с не меньшим упорством продолжали звать его Ключами. Возможно, стремясь чем-то отвлечь внимание вышестоящих властей от своей постыдной ретирады, воевода писал: "...выше села Златоустовского за рекой Иргиной под Городищем (горой, на которой по преданию останавливались ермаковцы ) бежит серный сок и садится в болото". Важность находки заключалась в необходимости серы для производства"пороха. А, как известно, царю Петру для воплощения дерзновенного замысла "в Европу прорубить окно" пороха нужно было много. Потому кунгурским бурмистрам Калитин повелел сделать на источнике четыре ларя, дабы в них оседала сера.
Из Кунгура в Ключи отправился подьячий Черепахин с небольшим отрядом стрельцов и казаков. Но не остывшие от недавнего изгнания воеводы ключевские крестьяне не позволили его посланцам строить лари. Между тем Петр известием заинтересовался. Лари велено было строить уже не воеводским приказом, а царским указом. Октябрь на Урале не лучшее время для работы по колено в воде. "Но с царями плохо вздорить". И в этом месяце из Верхотурья для изготовления злополучных ларей прибыли плотники. Результат тот же: крестьяне "своих плотников и работников никого не дали и верхотурских плотников к тому строению не пропустили и плотникам грозили убийством".
Калитин выходил из себя, бранился и грозил смертными казнями, но все это из Верхотурья, не рискуя появиться в сылвенском краю. Ответом стало полученное им в июне 1704 г. известие о том, что "ночным временем тот серный ключ землею и назьмом и всякой гатью неведомо кто из крестьян засыпали, чтоб того серного соку не было". Вероятно, далее со стороны воеводы все же последовали крутые меры, ибо, судя по документам, лари на источнике появились в том же месяце. Кунгурский староста докладывал: "В нынешнем 1704 г. июня в 21 день по твоему. Великий Государь Петр Алексеевич, приказу и по памяти из Сибирского приказа, мы, сироты твои, на том ключу учинили малый пруд, в лари ключ провели по желобам, а для посадки соку в них в те лари наклали прутья и того ключа лари наполнили, а по опыту серного соку в них в сутки, и в неделю, и в месяц ничего не садится. А видом тот ключ беловат и имеем его в чистоте..."Впрочем, близость появления во времени двух противоречивых сообщений о состоянии ключа позволяют предположить, что описанные в последнем сооружения появились тогда лишь на бумаге. На обман местные администраторы могли пойти, испугавшись, что противоборство с ключевскими крестьянами вновь вызовет общее восстание.
Так и не помогли Ключевские источники верхотурскому воеводе. Может потому, что не с добрыми намерениями подошел к ним, не для лечения людей хотел использовать, а для убийства. С важного и доходного поста Калитин был смещен. А в 1706 г. была восстановлена и должность кунгурского воеводы, более не подотчетная северному Верхотурью.
Первым о лечебных свойствах Ключевских вод заговорил Василий Никитич Татищев. Будучи одним из немногих европейски образованных русских людей, он знал об использовании минеральных источников Европы в медицинских целях. В царствование Петра Великого появился подобный интерес и к минеральным водам России. В 1714 г. были обнаружены "марциальные воды" близ Петрозаводска. Петр тотчас издал "Правила дохтурския, как при оных водах поступать" и накрепко повелел их соблюдать, "дабы неведением, вместо пользы, паче траты здоровью своему кто не принес". В 1717 г. петровский лейбмедик Готлиб Шобер сообщил с Кавказа, что и там найдены целебные ключи. А в 1722 г. Василий Татищев обратил внимание горного начальства на источники у села Ключи и рекомендовал провести их исследования, ибо "от солей, растворенных в них, люди исцеления от болезней получали".
Но удаленность как кавказских, так и уральских минеральных вод от столиц, а, значит, от состоятельных и знатных больных была причиной, по которой Петр не проявил к ним особого интереса. Поначалу не способствовал росту интереса и пролегший через Ключи Сибирский тракт. В селе была открыта почтовая станция, в которой многие великие люди, путешественники и ссыльные, останавливались на краткий отдых. Отправленный в ссылку знаменитый автор "Путешествия из Петербурга в Москву" Александр Радищев пометил в дневнике день 28 ноября 1790 г. словами: "Село Ключи, в нем 1300 душ". К этому времени над Ключами уже возвышалась колокольня каменной Вознесенской церкви, которая вместе с правильным конусом Городища по сей день главенствуют над селом и окрестной долиной.
В первой четверти XIX столетия началось развитие курортного дела на Кавказских Минеральных Водах. Молва о чудодейственных источниках быстро распространилась по просторам страны. Но далеко не у всех, кто нуждался в лечении, были средства на далекую поездку, да и близость к Кавказским Водам неспокойных горцев пугала. Не потому ли в 1826 г. некий становой пристав не просто подлечился на Ключевских водах от ревматизма, но и выстроил подле источника специальное помещение для приема ванн. Это событие положило начало истории Ключевского курорта.